В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» (Ред.30.08.2018 Статья 16) и Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» в лицее ФГБОУ ВО РГУПС осуществляется реализация образовательных программ с применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Дистанционное обучение решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:
· усиление активной роли школьников в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов
· повышение мотивации к обучению
· применение интерактивных форм занятий
· усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
· возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки.
Модель организации обучения школьников с использованием дистанционных технологий рассчитана:
· на школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;
· на учащихся, испытывающих затруднения при обучении;
· на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги на уроке (отсутствующие в школе по причине болезни);
· для работы при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий в школе по причине погодных условий, карантина и т.д.)
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:
· принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line - тесты);
· принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;
· принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;
· принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. ДО носит более индивидуальный характер обучения. Учащийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным заданиям, пропускать какие-то. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.
При дистанционном обучении используется широкий диапазон инструментов - интерактивных компьютерных технологий: электронная почта, телефон.
В обучении с применением ДОТ в лицее разрабатываются следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция,
- консультация,
- семинар,
- практическое занятие,
- лабораторная работа,
- контрольная работа,
- самостоятельная работа.
Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видео-лекций;
- прослушивание аудиокассет;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.
Учащиеся имеет возможность получать консультации преподавателя по соответствующей дисциплине через электронный Дневник, электронную почту, используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет.
Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения:
· нет пространственных и временных ограничений;
· это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и посильном режиме;
· это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к участию в олимпиадах;
· это опережающее обучение;
· это демократичное образование: нет жёсткого регламента, поддерживается мотивация учащихся к самообразованию
Использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
· Официальные ресурсы образовательного содержания
· Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
· Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
· Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
· Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/
· Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school?collection.edu.ru/
· Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
· Сайт федеральных образовательных стандартов http://standart.edu.ru/ http://www.catalog.iot.ru
Информационные ресурсы учителю
Полезные ссылки учителю
Методическая поддержка учителю:
Полезные ссылки:
· Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
· Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
· Сеть творческих учителей - сайт для педагогов http://www.it-n.ru/
· Федерация Интернет-образования http://www.fio.ru/
Ресурсы дистанционных форм обучения:
· Центр дистанционного обучения http://www.eidos.ru
· Виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" http://www.vschool.km/ru
· Обучающие сетевые олимпиады http://www.teachpro.ru
· Открытый колледж http://www.college.ru
· Вcё для поступающих в ВУЗы http://www.edunews.ru
Первая помощь:
· Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
· Всероссийские олимпиады школьников http://www.rosolymp.ru/
· "Учительская газета" http://www.ug.ru
· "Первое сентября" http://www.1september.ru
· "Курьер образования" http://www.courier.com.ru
· Портал информационной поддержки проекта 'Единый государственный экзамен' http://www.ege.edu.ru/
· Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме http://www.ege.ru
об организации образовательного процесса в условиях актированного дня и карантина
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
Сосьвинская средняя общеобразовательная школа
1.Общие положения
1.1.Положение разработано в соответствии с:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64)
(с изменениями от 27 декабря 2010 г.);
- Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательного учреждения, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 № 69;
-Постановлением Администрации Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.1992 № 94 «О работе на открытом воздухе в холодное время года»;
1.2.Положение разработано с целью установления единых подходов к осуществлению образовательного процесса в актированные дни, обеспечения реализации образовательных программ в полном объеме.
1.3 Актированные дни – дни, в которые возможно непосещение учебных занятий учащимися общеобразовательных учреждений по неблагоприятным погодным условиям по усмотрению родителей (законных представителей).
1.4.Карантин- период отмены учебных занятий, вызванных вспышкой инфекционного заболевания, по распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты - Мансийскому автономному округу- Югре в Березовском районе.
2.Порядок ознакомления педагогического коллектива, родителей (законных представителей) учащихся с данным положением
2.1.Администрация школы на совещании проводит ознакомление педагогического коллектива с данным положением.
2.2.Классные руководители на классных часах проводят разъяснительную работу по данному положению с учащимися. Факты проведенной разъяснительной работы фиксируются в журналах класса по технике безопасности.
2.3.Классные руководители на родительских собраниях проводят разъяснительную работу по данному положению с родителями. Факты проведения разъяснительной работы фиксируются протоколом родительского собрания.
2.4.Информация о режиме работы образовательного учреждения в актированные дни, в период карантина размещается на информационном стенде и на сайте образовательного учреждения.
3.Порядок работы администрации образовательного учреждения в актированные дни
3.1.Директор общеобразовательного учреждения:
3.1.1.осуществляет контроль за организацией ознакомления всех участников образовательного процесса с документами, регламентирующими организацию работы общеобразовательного учреждения в актированные дни;
3.1.2.контролирует соблюдение работниками общеобразовательного учреждения режима работы, организацию питания учащихся, пришедших на занятия в актированные дни;
3.1.3.осуществляет контроль за осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение реализации образовательных программ в полном объеме;
3.1.4.принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы общеобразовательного учреждения в актированные дни;
3.1.5.назначает приказом:
- ответственное лицо для организации разъяснительной работы среди учащихся, родителей (законных представителей) учащихся о нормативах температурного режима для отмены занятий в школе, о способах и времени доведения до жителей об отмене (актировании) учебных занятий, о режиме работы образовательного учреждения в актированные дни;
-ответственное лицо, за проведение мониторинга актированных дней и предоставление информации в Комитет образования.
3.2.Заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения:
3.2.1.организует разработку мероприятий, направленных на обеспечение реализации образовательных программ в полном объеме, в том числе для учащихся, не пришедших на занятия в актированный день; определяет совместно с педагогами систему организации учебной деятельности учащихся в актированные дни: виды, количество работ, форму обучения (дистанционная, самостоятельная и т.д.), сроки получения заданий учащимися и предоставления ими выполненных работ;
3.2.2.осуществляет информирование всех участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, иных работников) общеобразовательного учреждения об организации работы общеобразовательного учреждения в актированные дни;
3.2.3.осуществляют контроль за корректировкой даты учебно-тематического планирования рабочих программ педагогами общеобразовательного учреждения;
3.2.4.разрабатывает рекомендации для участников образовательного процесса по организации работы в актированные дни, организует внедрение педагогами дистанционных форм обучения, осуществляет методическое сопровождение по внедрению современных технологий, методик, направленных на реализацию в полном объеме образовательных программ;
3.2.5.осуществляет контроль формирования учебного расписания на каждый день с учетом корректировки постоянного расписания с целью реализации образовательных программ в полном объеме по итогам триместра, учебного года;
3.2.6.осуществляет контроль формирования домашнего задания за текущий день до 12.00 и его размещение на сайте образовательного учреждения.
3.2.7.осуществляет контроль за индивидуальной работой с учащимися по усвоению учебного материала всеми учащимися;
3.2.8.организует образовательную, научно - методическую, организационно-педагогическую деятельность педагогического коллектива в соответствии с планом работы общеобразовательного учреждения;
3.2.9.анализирует деятельность по работе общеобразовательного учреждения в актированные дни.
3.3. Дежурный администратор:
3.3.1.ведет строгий учет учащихся, пришедших на занятия в актированный день, доводит информацию до ответственного лица, обеспечивающего мониторинг актированных дней; 3.3.2.осуществляет контроль за недопустимостью отправки учащихся домой педагогическими и иными работниками общеобразовательного учреждения в актированный день без сопровождения родителей (законных представителей) учащихся;
3.3.3.обеспечивает контроль организации ухода учащихся домой после окончания занятий в сопровождении родителей (законных представителей) учащихся;
3.3.4.В случае объявления Управлением ГО и ЧС штормового предупреждения организует деятельность педагогического коллектива по обеспечению связи с родителями (законными представителями) учащихся для принятия мер по сопровождению учащихся домой.
4. Деятельность педагогов
4.1.Продолжительность рабочего времени педагогов в актированный день определяется учебной нагрузкой, расписанием на данный день.
4.2.С целью обеспечения реализации образовательных программ в полном объеме учителя-предметники своевременно вносят изменения в учебно-тематическое планирование рабочих программ путём корректировки дат проведения занятий и планирования организации необходимых дополнительных занятий с учащимися, испытывающими затруднения при самостоятельном изучении учебного материала.
4.3.Педагоги осуществляют индивидуальную, групповую деятельность с учащимися, пришедшими в актированные, дни несут ответственность за сохранение здоровья учащихся, организацию питания учащихся и отправку учащихся домой.
4.4.Педагоги разрабатывают варианты заданий для самостоятельной работы учащихся во время актированных дней, дифференцируя их с целью создания условий для самореализации учащихся, формирования учебно-познавательного интереса. Задания могут быть следующего плана: составление опорного конспекта по теме, составление развёрнутого плана ответа по теме, составление серий контрольных вопросов по теме, составление учащимися собственных заданий по теме, разработка дидактических материалов по теме и т.д.
4.5.Объяснение, изучение новой учебной темы, приходящейся согласно учебно-тематическому планированию на дату актированного дня, рекомендуется не осуществлять. Педагоги организуют индивидуальную, групповую, самостоятельную деятельность учащихся по повторению, обобщению и систематизации пройденного материала.
4.6.Классные руководители:
4.6.1.вклеивают в начале учебного года листовки с информацией о нормативах температурного режима для отмены занятий в школе;
4.6.3.информируют родителей (законных представителей) об итогах учебной деятельности их детей в актированные дни, в том числе в условиях применения дистанционных форм обучения и самостоятельной работы учащихся;
4.6.4.в обязательном порядке, по окончании пребывания ребенка в школе в актированный день, организуют связь с родителями (законными представителями) учащихся для принятия мер по отправке ребенка домой; в случае невозможности установления связи с родителями (законными представителями), обеспечивают отправку и сопровождение учащихся;
4.6.5.в случае объявления штормового предупреждения обеспечивают связь с родителями (законными представителями) учащихся для принятия мер по сопровождению учащихся домой;
4.7.Педагоги осуществляют ведение Журнала учета проведенных занятий в актированный день
согласно форме и указанию к ведению журнала
4.8.В случае присутствия всех учащихся класса на уроке в актированный день проведение урока фиксируется в Журнале учета проведенных занятий в актированный день и дублируется в классном журнале.
5. Деятельность учащихся в актированные дни, в период карантина
5.1.Организация образовательного процесса в общеобразовательном учреждении во время актированного дня проводится на основании расписания на данный день через следующие формы:
-индивидуальные и групповые учебные занятия, семинары, лекции, интеллектуальные конкурсы и т.д.;
-занятия по обучению учащихся проектной, исследовательской деятельности, написанию рефератов, работе в библиотеке, Интернете и т.д.;
-занятия по внеурочной деятельности и дополнительному образованию.
5.2.Самостоятельная работа учащихся с учебным материалом во время актированных дней организуется в соответствии с учебным материалом, подготовленным и доведённым до сведения учащихся педагогами.
5.3.Работа с учащимися, пришедшими в школу во время актированного дня, проводятся педагогами, классными руководителями в соответствии с расписанием на данный день в индивидуальной или групповой форме и может быть оценена в соответствии с нормами оценивания устных и письменных ответов учащихся. В случае достижения учащимися положительных результатов оценку рекомендуется выставить в классный журнал в день изучения соответствующей темы.
5.4.Приглашать учащихся в актированные дни на занятия, спортивные секции, соревнования и другие мероприятия запрещено.
5.5.Решение о возможности непосещения учащимися общеобразовательного учреждения в актированный день принимают родители (законные представители).
5.6.В случае отсутствия на учебных занятиях в актированный день и период карантина учащийся самостоятельно выполняет домашнее задание, которое представлено на сайте образовательного учреждения, либо доведено до сведения каким либо другим способом
5.7.Предоставляет выполненные в актированные дни, в период карантина задания в соответствии с требованиями педагогов.
6. Права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся
6.1.Родители (законные представители) учащихся имеют право:
6.1.1.ознакомитъся с данным Положением об организации работы общеобразовательного учреждения в актированные дни;
6.1.2.самостоятельно принимать решение о возможности непосещения их ребенком общеобразовательного учреждения в актированные дни;
6.2. Родители (законные представители) учащихся обязаны:
6.2.1.осуществлять контроль выполнения их ребенком домашних заданий в актированный день;
6.2.2.в случае принятия решения о посещении ребенком общеобразовательного учреждения в актированный день, обеспечить безопасность ребенка по дороге в общеобразовательное учреждение и обратно;
6.2.3.нести ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка в пути следования в общеобразовательное учреждение и обратно.
7.Механизм взаимодействия с родителями (законными представителями) на случай прихода ребёнка в образовательное учреждение в актированный день
Классный руководитель ставит родителей в известность о прибытии ребенка и времени выбытия из образовательного учреждения.
8.Режим работы педагогического коллектива (начало рабочего дня, его продолжительность, оплата труда и т.д.)
8.1.Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для учащихся по метеоусловиям являются рабочим временем педагогических и других работников школы.
8.2.В период отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных классах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по метеоусловиям, учителя и другие педагогические работники привлекаются к образовательной, методической, организационной работе в порядке и на условиях, предусмотренных в разделе IV Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательного учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 №69, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), в соответствии с расписанием на данный день.
8.3.Оплата труда педагогов и других педагогических работников образовательного учреждения, не проводящих учебные занятия в связи с актированными днями и не привлекавшимися в этот период к образовательной, методической и организационной работе, должна производиться в соответствии со статьей 155 Трудового кодекса РФ в размере не ниже 2/3 тарифной ставки зарплаты установленного разряда, как за время простоя не по вине работника.
8.4.Продолжительность рабочего дня устанавливается в соответствии с расписанием на данный день.
9. Ведение документации
9.1. Согласно расписанию занятий во всех видах журналов (классных, факультативных, элективных и т.д.), в том числе электронном в графе «Тема урока» педагогами делается следующая запись:
- при условии отсутствия обучающихся на учебном занятии — самостоятельная работа по теме « …… » с отметкой об актированном дне, карантине;
- при условии присутствия менее 60 % обучающихся класса - индивидуальная работа по теме ".........." с отметкой об актированном дне;
- при условии присутствия более 60 % обучающихся класса (за исключением отсутствующих по болезни) - тема урока в соответствии с календарно-тематическим планированием, но с отметкой об актированном дне. С целью контроля за индивидуальной работой с обучающимися, не пришедшими на занятия, отсутствующим обучающимся проставлять «у».
9.2. Отметка обучающемуся за работу, выполненную в актированный день, в период карантина, выставляется в графу журнала, соответствующую дате актированного дня.
9.3. Педагогами проводится корректировка календарно-тематического планирования и делается отметка в соответствии с требованиями оформления календарно-тематического планирования, установленными общеобразовательным учреждением.
10.Порядок организации питания учащихся
Питание учащихся осуществляется в обычном режиме, по информации классного руководителя о количестве присутствующих в школе учащихся к 9.00 ч.