МАОУ "Сосьвинская СОШ"
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра , Березовский район , поселок Сосьва
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    В целях информирования граждан с инвалидностью и семей, воспитывающих детей – инвалидов Депсоцразвития Югры совместно со специалистами прокуратуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры разработан буклет о государственных и региональных мерах социальной поддержки инвалидам и семьям, воспитывающих детей – инвалидов.

    Указанный буклет размещён на официальном сайте Депсоцразвития Югры

    https://depsr.admhmao.ru/reabilitatsiya-i-sotsialnaya-integratsiya-invalidov/pamyatki/8681933/buklet-po-meram-sotsialnoy-podderzhki-invalidam-i-semyam-vos/ . Актуализация сведений буклета будет осуществляться онлайн.

    Общая информация

    С 01.09.2016 года вступил в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС ОВЗ и УО).
    ФГОС ОВЗ и УО устанавливает единые государственные требования к образованию учащихся с ограниченными возможностями здоровья при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП) в образовательных учреждениях.

    ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных в 1 класс на обучение по АООП с 1 сентября 2021 года.    

    Основанием для обучения ребенка по АООП являются:

    • рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии;
    • заявление родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по АООП в школе на условиях инклюзивного образования (в отдельном классе, либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье).

    В связи с этим, при наличии основания для обучения Вашего ребенка по ФГОС ОВЗ и УО (рекомендации муниципальной ПМПК) с 1 сентября 2021 года, в целях создания необходимых специальных условий для получения им образования, просьба незамедлительно обратиться в школу, куда зачислен ребёнок, либо в Управление образования.

    Меры поддержки

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Мир открыт для всех

    Что такое инклюзивное образование?

       «Образование – право каждого человека, имеющего огромное значение и потенциал. На образовании сроятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Кофи Аннан. 1998

    Правило 6. Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями  Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Правило 6 

    «Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»

                                                                               Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета

    «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного  общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо  от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

                                                                                                                                              Дэвид Бланкет

    Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

    Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

    Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

    Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

    •         Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

    •         Каждый человек способен чувствовать и думать

    •         Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

    •         Все люди нуждаются друг в друге

    •         Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

    •         Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

    •         Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

    •         Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

    Включение – это не интеграция:

    •         Включение – это больше, чем интеграция

    •         Молодые люди учатся вместе в обычной школе

    •         Специалисты приходят помогать детям

    •         Обычные школы изменяются

    •         Внимание на возможности и сильные стороны ребенка

    •         Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные

    •         Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями

    •         Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью

    •         Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

    Включение – это:

    •         НЕТ специализированных классов в обычной средней школе

    •         НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки

    •         НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе

    •         НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

    Основные принципы инклюзии

    Инклюзивные сообщества:

    •        Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

    •        Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

    Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

    Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

    •         В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.

    •         Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

    Важные составляющие инклюзии:

    •         Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику

    •         Всесторонне планируйте инклюзию

    •         В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы

    •         Включайте родителей

    •         Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников

    •         Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

    Неверные представления об инклюзии:

    •         Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно

    •         Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать

    •         Фокусирование не на целях, а на действиях

    •         Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка

    •         Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

    Существующие барьеры:

    •         Архитектурная недоступность школ

    •         Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми

    •         Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах

    •         Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

    Законодательные ресурсы:

    •         Конституция Российской Федерации

    •         Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273

    •         Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

    •         Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

    •         Конвенция ООН о правах ребенка

    Правила инклюзивной школы:

    •         Все ученики равны в школьном сообществе

    •         Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

    •         У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

    •         Планируется и проводится эффективное обучение

    •         Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников

    •         Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

    •         Семьи активно участвуют в жизни школы

    •         Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

    Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

    •         Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

    •         Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

    •         Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

    •         Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

    •         Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

    •         Составлена с целью повышения успешности ученика

    Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

    •         он достаточно гибок,

    •         ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

    •         он уважает индивидуальные различия

    •         он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива

    •         он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

    •         он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

    Результаты инклюзии:

    •         У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

    •         Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

    •         Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

    •         Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

    •         Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

    •         Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

    •         Существуют процедуры оценки эффективности

    В заключение:

    •         Инклюзивные сообщества включают:

    1.      Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"

    2.      Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается

    3.      Возможность для каждого быть успешным

    •         Социальные изменения:

    1.      Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным

    2.      Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе

    3.      Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта

    4.      Действие отличается от убеждений и теории!

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    В образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.

    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Подробнее об оборудовании школы для детей с ограниченными возможностями
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie