Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Музей неизменно оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором воспитательной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Музей помогает нам в организации учебно-воспитательного процесса, и воспользоваться опытом тех, кто жил до нас.
Прошлое не исчезает бесследно, оно живёт в нас, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде летописей (которые восстанавливали учащиеся школы), фотографий, военных форм, национальной одежды, утвари и т.д., который хранит наш музей, и помогает учащимся и педагогам в воспитательном и образовательном процессе.
Стержнем любого музея является история. Это история жителей села, школы, выпускников, педагогов.
С 2020 года наш школьный музей имеет комнату площадью 54 кв.м. и расположен в новом, блочном здании школы - интерната на первом этаже, окнами на север, постройки 2019 г. В школьном музее есть экспозиции, соответствующие основным направлениям воспитательной работы школы:
- «Наши выпускники, внёсшие вклад в развитие культурно – исторического наследия Югры» (о выдающихся выпускниках нашей школы).
- «Быть воином – жить вечно!» (Посвящённая участникам СВО и воинам- интернационалистам).
- Экспонаты экспедиции участников «Международной военно-исторической экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе» (руководитель учитель истории Касаткин А.С.).
- «Дерево выпускников».
- Страницы школьной истории.
- Педагогический век школы в лицах.
- Бессмертный полк (об участниках ВОВ).
Целью создания и деятельности школьного музея является развитие навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей в школе не просто отдельное помещение, но один из воспитательных центров образовательного пространства.
Задачи:
1. Воспитывать в сознании ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего края, школы.
2. Способствовать развитию познавательного интереса к истории своей семьи, школы, села, страны.
3. Пробуждать интерес к музейному делу, воспитывать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии.
4. Прививать чувство патриотизма на примере подвигов своих земляков, тружеников тыла, детей войны, воинов-интернационалистов, участников СВО.
5. Формировать у учащихся ключевые компетенции, составляющие основу дальнейшего успешного образования.
6. Формировать у обучающихся опыт самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности.
В музее имеется материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, окружающего мира, изобразительного искусства. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и проводят уроки в помещении школьного музея.
Принципы работы школьного музея:
· постоянная связь с учителями-предметниками, с учебно-воспитательным процессом;
· проведение учебно-исследовательского поиска;
· использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, музейных уроков, научно-практических конференций.
Работа осуществляется через основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея.
Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников. Он соединяет воедино многие поколения педагогов, выпускников разных лет, ветеранов и общественности. Он является хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни. Вся работа строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
При музее организована внеурочная деятельность «Путешествие к истокам». Ребята с изучают историю своей семьи, школы, села занимаются исследованием своей родословной, участвуют в краеведческих районных, школьных конференциях и конкурсах. Готовятся тематические выставки, акции. Особое внимание уделяется к подготовке юбилейной дате, в 2024 году исполняется 90 лет образованию нашей школы.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных экспонатов, создании стендов, проведении экскурсий, конференций способствует развитию творческих способностей обучающихся.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе этого и основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором информации.
Путешествуя по родному селу, изучая достопримечательности, объекты природы, беседуя с жителями, знакомясь с документами, вещами, фотографиями, воспоминаниями старожилов, участниками ВОВ, тружениками тыла, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические события, влияли на жизнь и развитие своего села.
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.
Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Уважение к корням, происхождению рода необходимо прививать с самого детства. «Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет чувствовать назначение и смысл человеческой жизни»./ В.Песков/