МАОУ "Сосьвинская СОШ"
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра , Березовский район , поселок Сосьва
  • Музей это дверь в прошлое и окно в будущее.

    Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
    Музей это дверь в прошлое и окно в будущее..

        Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

        Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

        Музей неизменно оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.

        Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором воспитательной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

    Музей помогает нам в организации учебно-воспитательного процесса, и воспользоваться опытом тех, кто жил до нас.

    Прошлое не исчезает бесследно, оно живёт в нас, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде летописей (которые восстанавливали учащиеся школы), фотографий, военных форм, национальной одежды, утвари и т.д., который хранит наш музей, и помогает учащимся и педагогам в воспитательном и образовательном процессе.

    Стержнем любого музея является история. Это история жителей села, школы, выпускников, педагогов.

    С 2020 года  наш школьный музей имеет комнату площадью 54 кв.м. и расположен в новом, блочном здании школы - интерната на первом этаже, окнами на север, постройки  2019 г. В школьном музее есть экспозиции, соответствующие основным направлениям воспитательной работы школы:

    • «Наши выпускники, внёсшие вклад в развитие культурно – исторического наследия Югры» (о выдающихся выпускниках  нашей школы).
    • «Быть воином – жить вечно!» (Посвящённая участникам СВО и воинам- интернационалистам).
    • Экспонаты экспедиции участников «Международной военно-исторической экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе» (руководитель учитель истории Касаткин А.С.).
    • «Дерево выпускников».
    • Страницы школьной истории.
    • Педагогический век школы в лицах.
    • Бессмертный полк (об участниках  ВОВ).

    Целью создания и деятельности школьного музея является развитие навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей в школе не просто отдельное помещение, но один из воспитательных центров образовательного пространства.

    Задачи:
    1. Воспитывать в сознании ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего края, школы.
    2. Способствовать развитию познавательного интереса к истории своей семьи, школы, села, страны.
    3. Пробуждать интерес к музейному делу, воспитывать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии.
    4. Прививать чувство патриотизма на примере подвигов своих земляков, тружеников тыла,  детей войны, воинов-интернационалистов, участников СВО.
    5. Формировать у учащихся  ключевые компетенции, составляющие основу дальнейшего успешного образования.
    6.  Формировать у обучающихся опыт самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности.
    В музее имеется материал, необходимый для уроков краеведения, истории, географии, окружающего мира, изобразительного искусства. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и проводят уроки в помещении школьного музея.  

    Принципы работы  школьного музея:
    · постоянная связь с  учителями-предметниками, с учебно-воспитательным процессом;
    · проведение учебно-исследовательского поиска;
    · использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы, музейных уроков, научно-практических конференций.
    Работа осуществляется через основные направления, содержание, формы и методы деятельности музея.
    Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников. Он соединяет воедино многие поколения педагогов, выпускников разных лет, ветеранов и общественности. Он является хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни. Вся работа строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
         При музее организована  внеурочная деятельность  «Путешествие к истокам». Ребята с изучают историю своей семьи, школы, села занимаются исследованием своей родословной,  участвуют в краеведческих районных, школьных конференциях и конкурсах. Готовятся тематические выставки, акции. Особое внимание уделяется  к подготовке  юбилейной дате, в 2024 году исполняется  90 лет образованию нашей школы.

         Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных экспонатов, создании стендов, проведении экскурсий, конференций способствует развитию творческих способностей обучающихся.

    В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе этого и основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы  исследования, заниматься поиском и сбором информации.

    Путешествуя по родному селу, изучая достопримечательности, объекты природы, беседуя с жителями, знакомясь с документами, вещами, фотографиями, воспоминаниями старожилов, участниками ВОВ, тружениками тыла, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические события, влияли на жизнь и развитие своего села.

        Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.
    Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

       Уважение к корням, происхождению рода необходимо прививать с самого детства. «Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда  и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет чувствовать назначение и смысл человеческой жизни»./ В.Песков/

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie